среда, 28 апреля 2010 г.

Западный берег

(между Нарвой и Усть-Нарвой - между небом и землёй)

Западный берег Наровы в районе города Нарвы – это, конечно же, не «ключевой» пункт, но именно эти территории наиболее важны с географической точки зрения…

Нарву с Нарва-Йыэсуу связывает автодорога, на всём протяжении (12 км) идущая вдоль реки Наровы, то, отдаляясь от неё, то, приближаясь к ней. На запад из Нарвы выходит Таллиннское шоссе (Петербургское шоссе), заканчивающееся в Таллинне на 211-м километре пути. В 6 км от Нарвы оба пути встречаются с третьей дорогой, которая их связывает друг с другом и имеет длину тоже 6 км. Вдоль её северо-западной стороны протягивается кладбище Рийгикюла на 2,5 км, названное в связи с находящимся рядом населённым пунктом Рийгикюла (в переводе с эстонского «Государственная деревня»). Вдоль её юго-восточной стороны течёт речка Тырва, которая при слиянии Рийгикюльской дороги с Таллиннским шоссе образует водопад (это место находится в 100 метрах от слияния дорог). Речка Тырва промыла себе русло в известняке, образовав глубокий каньон. Перед каньоном и находится водопад, высота которого 5,5 метров. Тырва впадает в Нарову в 6 км от Нарвы.

Второй стороной вышеназванного «угла» (см. «Нарва-Йыэсуу») становится автодорога, которая, выходя из Нарва-Йыэсуу, соединяется с Таллиннским шоссе неподалеку от красивейшего местечка Синимяэ (Синие горы), в 13 км к западу от Нарвы. Таким образом, Таллиннское шоссе играет роль третьей стороны, теперь уже «треугольника». Площадь «треугольника» около 80 км², а его вершины – Нарва, Нарва-Йыэсуу, Синимяэ, причём вершина «Нарва-Йыэсуу» оказывается «90°».

«Треугольник», в свою очередь делит речка Тырва. Тырва представляет собой, как бы границу распространения дюн на юго-восток. На северо-западе, от неё вплоть до залива простираются песчаные дюны, густо поросшие хвойным лесом. К юго-востоку дюны тоже есть, но они уже не так ярко выражены и строго говоря, незаметны.

По вышеописанной местности пролегает магистральный газопровод, по которому в Эстонию поставляется природный газ из России. Газопровод пересекает границу (реку Нарову) примерно на равном расстоянии между Нарва-Йыэсуу и Нарвой. Далее, мимо Кудрукюла (район Нарвы), он направляется в город Йыхви и далее на Таллинн.

На запад из Нарвы выходит железнодорожное полотно. На расстоянии 20 км от Нарвы его прерывает железнодорожная станция Нарва (находящаяся в городе) и два полустанка – Солдино и Аувере. На 15-м километре полотна (вблизи от него) из родника вытекает ручеёк Тырва. Железная дорога выступает границей распространения заболоченности. Севернее железной дороги заболоченности нет, если не считать несколько «островков».

В Нарве начинается дорога на Аувере. Именно на этой дороге находятся две тепловые электростанции общей мощностью около 2 090-3 050 МВт. Прибалтийская (начала работать 7 ноября 1959 года) и Эстонская (начала работать в 1973 году) электростанции – это самые крупные в мире тепловые электростанции на сланцевом топливе и одновременно, крупнейшие в Европе загрязнители воздуха. В среднем, (в 1988 году) они выбрасывали в атмосферу 210 000 тонн выбросов. Помимо этого из системы охлаждения Прибалтийской электростанции поступает 91% сточных вод Нарвы и Нарва-Йыэсуу. Температура этих сточных вод на 9-10°С выше средней температуры водохранилища. Эти тёплые воды распространяются на 1-5 км от места выброса. В итоге воды водохранилища расположенные в пределах радиусом 5-7 км от места выброса подвержены тепловому загрязнению, которое уже привело к некоторым изменениям в местной водной флоре и фауне. В среднем, для полноценной работы каждой из электростанций требуется 50-60 м³/сек непрерывно поступающей воды.

В почве Нарвы содержатся высокие концентрации по свинцу, хрому, меди, цирконию, никелю, ртути. А так же повышенные концентрации марганца, бора, иттрия, бериллия, лантана, молибдена и бария около Нарвы. Вообще, в районе этого города, количество осевших твёрдых частиц от электростанций, в год составляло 14 г/м² (1988 год), для сравнения: в том же году, в городке Кивиыли, находящемся на 27-м меридиане (в 70 км к западу от Нарвы) всего 0,35 г/м². Прибалтийская и Эстонская электростанции – почти единственные поставщики электроэнергии для внутреннего потребления Эстонии. Да и вообще, сланец – это единственное более-менее серьёзное полезное ископаемое в Эстонии (помимо фосфоритов). Необходимый атрибут этого производства – золоотвал – протянулся на несколько километров вдоль дороги Нарва – Аувере. Его площадь составляет 1 200 га, максимальная высота – 30 метров. Длина окружающих золоотвал дамб – 13 400 метров.

Нарва – крупнейший потребитель воды в Эстонии, составляя, таким образом, 30% всего водопотребления государства. Доля Прибалтийской электростанции составляет 93% от всего водопотребления Нарвы. Водозабор центральной системы водоснабжения расположен на речке Мустайыги (Чёрной) в 23 км выше города по течению Наровы. Помимо этого источника, в водоснабжении города используются подземные воды. Объём добываемой из под земли воды постоянен в пределах лимита – 86 500 м³. Подземные воды высокого качества.

Надо сказать несколько слов по Ида-Вирумаа. Площадь Ида-Вирусского уезда – 3 364 км², население – 210 000 человек (1998 год), плотность населения – 62,4 человека на км². Площадь Ида-Вирумаа составляет 7,5% от площади Эстонии, население – 14,3% от населения Эстонии. Плотность населения Ида-Вирусского уезда на 27 человек на квадратный километр больше, чем в среднем по Эстонии. На Ида-Вирумаа приходится 90% всех эстонских отходов, то есть на 1 000 жителей этого уезда приходится 0,5% отходов, находящихся в этом же уезде, а в других уездах Эстонии на 1 000 человек приходится 0,008% отходов этих же территорий. Можно считать по-другому: на 1% населения Ида-Вирумаа (1% = 2 100 человек) приходится 0,9% отходов, находящихся в этом уезде. Этими цифрами можно оперировать как угодно, но общая масса отходов в хранилищах, отвалах и свалках уезда – оценивается более чем в 440 000 000 тонн, что составляет около 2 100 тонн на человека!!!

От Нарвы до Прибалтийской электростанции 2 км по автодороге, а до Эстонской 23 км…

Вот такой левый берег Наровы…

Комментариев нет:

Отправить комментарий